12 марта, в пятницу, в 18.00 кинотеатр «Красногвардеец» и клуб «Киногурман» приглашают поклонников хорошего кино на премьеру мультфильма «Нос, или Заговор «не таких» 16+ Андрея Хржановского.
ИРИНА БАКУМЕНКО, ВЕДУЩАЯ КЛУБА «КИНОГУРМАН» РАССКАЗЫВАЕТ О КИНОВСТРЕЧЕ:
«Мультфильм-долгострой «Нос, или заговор «не таких» живого классика российской анимации Андрея Хржановского и студии «Шар» по сценарию, который режиссер писал совместно с Юрием Арабовым, получил Приз «Выбор жюри» на фестивале Анси во Франции — главном мировом смотре анимации. Международный анимационный киносмотр котируется в мире мультипликации как Каннский фестиваль. Картина открывала российский фестиваль «Кинотавр» и получила Приз «За выдающийся вклад в кинематограф и преодоление границ между разными видами искусства кино».
А совсем недавно фильм А. Хржановского был включен в лонг-лист «Оскара» в категории «Лучшая полнометражная анимация».
Хржановский известен своим пристрастием к полистилистике – сочетанию разных техник и разных видов искусства в своих фильмах. Его новая картина находится на стыке литературы, музыки и киноискусства.
Мастер анимационного искусства работает сначала в манере книжной иллюстрации, затем переходит к примитивистскому детскому рисунку. Завершается картина намёками на авангардную живопись и пропагандистский плакат. В музыкальном коллаже — разнородный музыкальный материал: от фуг и канонов до полек и галопов, от маршей и романса до балалайки и «Сулико». А в изображении – карандашные рисунки, живопись, графика, перекладка, хроника, фото, ноты. Мобильники со Stories. Документы и фантазия, оперные фиоритуры и анекдот. Балаган с разрывающей сердце трагедией.
«Для меня лично идеальной формой высказывания является коллаж, сочетающий в одной работе вещи разных стилей» А. Хржановский
В основе анимационного фильма лежат классическая повесть Николая Гоголя «Нос» и одноименная опера Дмитрия Шостаковича, созданная в 1930 году.
«Нос...» Хржановского — коллаж в трех снах. Мультипликационный Гоголь пишет «сон», исправляет на «нос», тем самым задает жанр, в котором развивается действие.
Первый сон— «Нос» по Гоголю с музыкой Шостаковича, второй — фантазия Булгакова о знакомстве со Сталиным, третий — вольная экранизация «Антиформалистического райка» — феноменального гротескного сочинения Шостаковича, созданного в 1948 году, где он высмеивает борьбу с формализмом.
Героями трех снов стали не только майор Ковалев, потерявший нос, и сам нос, разгуливающий в мундире, раздающий интервью телеканалам, но и Гоголь, Шостакович, Сталин, Мейерхольд, Булгаков, современная номенклатура и сам режиссёр, летящий в самолете в компании — Резо Габриадзе, Анатолия Васильева, Юрия Роста, Камы Гинкаса, Наума Клеймана, Чулпан Хаматовой, Леонида Федорова, Дмитрия Крымова, Виктора Голышева, Юрия Арабова, Нюты Федермессер и других артистов, друзей и единомышленников Хржановского. Время стало всеобъемлющим.
– Зачем режиссёр совместил множество мультипликационных техник, в частности свой собственный коллажно-мозаичный метод, а также различные стили и жанры киноискусства для создания фильма?
– Почему автор обращается к далёким и сложным моментам нашей истории и культуры?
– Почему главными героями выбирает Н.Гоголя, В.Мейрхольда, М. Булгакова, Д. Шостаковича?
Посмотрим, поразмышляем, обсудим!?»