Клуб «КИНОГУРМАН» закрывает сезон показом «Франкофонии» Сокурова

Клуб «КИНОГУРМАН» закрывает сезон показом «Франкофонии» Сокурова

1 июля, в четверг, в 18.00 кинотеатр «Красногвардеец» и клуб «Киногурман» приглашают поклонников хорошего кино на закрытие 16-го творческого сезона и показ фильма-призёра Венецианского фестиваля 2015 года «ФРАНКОФОНИЯ» 16+ режиссёра Александра СОКУРОВА.

● ИРИНА БАКУМЕНКО, ВЕДУЩАЯ КЛУБА «КИНОГУРМАН» О КИНОВСТРЕЧЕ:

«Франкофония» была названа лучшим европейским фильмом конкурсной программы Венецианского кинофестиваля 2015 года и удостоена двух «Золотых львов». Режиссёр сам написал сценарий к фильму и обозначил его жанр как «художественно-историческое исследование с использованием документальных и игровых методов». Историк по первому образованию Сокуров умеет заглянуть вглубь времён и событий и создать на экране особую, полную метафор атмосферу.

«В новой картине был важен принцип мозаики. В ней разные составляющие: времена, кинохроника войны, старые фотографии и географические карты, реконструкция событий. Есть фактография, а есть вольная фантазия и даже юмор. И очень много участников драмы», - рассказывает А. Сокуров.

Фильм технически непрост. Его снимал замечательный оператор Брюно Дельбоннель-французский кинооператор, режиссёр, философ, многократный номинант на премию «Оскар», с которым Сокуров работал на «Фаусте». Его работы имеют тенденцию использовать очень стилизованные цветовые палитры. Также Дельбоннель любит эффект зернистой плёнки, создающий в сочетании с цветовыми решениями легкий налёт ретро, что было крайне важно для Сокурова. Так как для вскрытия человеческой сути, порой пугающей, режиссёр каждый раз создает новый инструмент, новую оптику, стремясь к созданию фактически осязаемое кино. Но всегда подчеркивает: техника вторична, она лишь помогает фильмам стать невероятно глубокими.

Сокуровские ленты многослойны и неоднозначны. Его аудитория — зритель думающий, понимающий, неравнодушный. Но «Франкофонию» смотреть трудно даже по сокуровским меркам. Это не совсем фильм — скорее, аудиовизуальная инсталляция режиссёра. Не имеющая аналогов ни в русском, ни в мировом кинематографе картина, требующая тонкого умения воспринимать, видеть больше, чем показывает кадр.

Это авторское размышление об искусстве и культуре в веках: как они соотносятся с войной, государством, Империей, Республикой, гуманитарными ценностями, менталитетом народов? О смысле практической истории. О стыде, гордости, безумии, доверии, долге. О хрупкости гуманитарного вообще. Сокуров утверждает: созданное художниками есть главный трофей всех войн в истории и достояние государств любого общественного строя. Поэтому государства без музеев немыслимы.

«Музей для меня это высшая Академия визуальной жизни, истории», - признается А. Сокуров.

Режиссёр тихим голосом из-за кадра говорит о том, что именно искусство делает человека человеком, проявляя в нем главное (в фильме это показано на примере Наполеона), но никого не способно спасти, фашисты, как известно, отлично разбирались в живописи и музыке Вагнера. Так «вторым голосом» в «Франкофонии» звучит трагическая тема бессилия искусства: оно смысл истории – и не способно предостеречь, предупредить варварство.

Придавать мыслям и переживаниям — рефлексиям по поводу войны, современных катастроф, истории культуры — вид визуальных образов в этом мире умеют единицы. Снимать философские эссе, снимать как писать — еще меньше. Сокуров — один из немногих. И это — отличный повод для гордости, что рядом с нами живёт и ходит уникальный европейский мыслитель современности.

«Франкофония» изначально снималась по заказу Лувра, но появилась в итоге как авторский фильм о спасении. За Лувром - мы сами. Все. Всё человечество.

И это тот случай, когда картину пропускать никак нельзя. Даже не потому, что Сокуров — самый значительный из ныне живущих русских режиссёров. Просто «Франкофония» – может, самое важное для сегодняшнего дня высказывание!